Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр «Луч»

Мастер – класс по изобразительной деятельности   для педагогов и учащихся

«Авторский граттаж»

Подготовила педагог 1 квалификационной категории

 МБОУ ДОД «Центр «Луч»

 Пискунова Лариса Вячеславовна

Елизово, март 2015

«Авторский граттаж»

Цель:

оказание методической и практической помощи педагогам и обучающимся в создании мотивации  развития своих творческих способностей.

Задачи:

  • Ознакомить с историей возникновения техники граттажа и ее классификацией.
  • Дать знания в области применения некоторых технологий и приемов, научить пользоваться ими на практике.
  • Помочь в создании работы в технике граттажа, закрепить теоретические знания на практике.

Оборудование:

Для ведущего: мультимедиа, мольберт, лист ватмана, карандаш,  акварель, кисти, малярный скотч, тушь черная и цветная, парафиновая свеча, яичный желток, авторучки без пасты, зубочистки или другие приспособления для процарапывания.

Для слушателей: стол, стул, карандаш, лист ватмана, акварель, кисти, малярный скотч, тушь черная и цветная, парафиновая свеча, яичный желток, авторучки без пасты, зубочистки или другие приспособления для процарапывания, лоток для стряхивания крошек засохшей краски.

Ход мастер-класса:

Сегодня мы познакомимся с граттажем - одним из разновидностей графики и будем создавать работу  декоративно-прикладного характера. Но вначале немного истории.

Граттаж ( от французского gratter – скрести, царапать) – способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другие названия техники – воскография, гратография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и черного фона и похожи на ксилографию или линогравюру. Он придуман еще в 19 веке,  и больше 100 лет был черно-белым. Чаще других граттаж применяли графики начала 20 века. В России, под названием гратто-графии, подобную технику использовал Мстислав Валерианович Добужинскай, создав свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения. В настоящее время граттаж стал разноцветным, им увлекались многие знаменитые художники, в этой технике сделано много прекрасных иллюстраций и картин.

Существует множество технологий и материалов, которыми пользуются для выполнения работы  типа «граттаж».

üОсновой для граттажа могут быть: бумага, плотный картон, обложки от альбомов, календарей, дерево, пластик, металл и т.д.

üПромежуточный слой: парафин, который наносят кистью растопленным или натирают, восковые мелки, яичный желток.

üКрасочный верхний слой: можно покрыть парафиновый слой мелом, чтобы краска не скатывалась. Черную или цветную гуашь смешивают с небольшим количеством жидкого мыла или шампуня; применяют смесь черной туши с гуашью или тушь с жидким мылом или шампунем. Цвет красочного слоя может быть любым.

üОбщий вид граттажа может быть позитивным – темный фон и светлый рисунок, или негативным – светлый фон и темный рисунок. Умелое сочетание линии, пятна и штриха может также разнообразить работу исходя из творческого замысла.

Авторский граттаж отличается от продающегося в магазине тем, что вы вольны в своем выборе сюжета, техники и творческой свободе исполнения, тогда как в покупных листах заданы и сюжет и цвет работы – остается лишь механическая работа процарапывания. Сегодня вы сможете создать свой неповторимый рисунок, основанный на личных впечатлениях, изображение на котором будет совпадать с замыслом.. В рамках одного мастер-класса невозможно охватить все разнообразие  граттажа, поэтому мы подробнее остановимся на менее известном, с яичной основой.

Техника безопасности:

üМы будем пользоваться тушью – нужно беречься от опрокидывания сосуда с краской, т. к. она плохо отстирывается от одежды.

üОсторожно пользуемся острыми предметами для процарапывания, чтобы не травмировать себя или соседа по рабочему месту.

 Технология выполнения:

  1. Расположите лист перед собой, закрепив по периметру лентой бумажного  малярного скотча
  2. Нарисуйте рисунок по своему замыслу или переведите через копировальную бумагу. Можно использовать готовый рисунок альбомной обложки или др. Обводим рисунок гелевой ручкой или тонким маркером. Стираем карандашные неточности.
  3. Раскрашиваем картинку красками, если она нарисована самостоятельно.
  4. Загрунтуйте желтком (кистью) лист, быстро нанося его одним слоем. После высыхания можно покрыть еще раз.
  5. После высыхания – пустым стержнем тщательно процарапайте весь рисунок. Можно добавить узоры. Сцарапанный желток стряхните кистью  в лоток.
  6. Покройте 1-2 раза тушью, чтобы не было пробелов и наслоений. Грунтовку вести быстро и аккуратно, не растирая по одному месту более 2-3 раз до высыхания.
  7. Высушите.
  8. Процарапываем рисунок по контуру, стряхивая желток и тушь. На инструмент сильно не нажимайте во избежание прорыва основы. Некоторые фрагменты вычищаем от туши полностью, а по другим просто рисуем узоры или штрихи.
  9. Кистью и разведенной водой тушью можно оттенить изображение, придать объемность.

Литература:

üЗанятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. Ячменева В. В. Гуманитарный издательский центр «Владос»

üИзобразительное искусство 5 класс. Кузин В. С.

üИнтернет-ресурсы

 
г