Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр «Луч»

Методика организации и проведения

"Урока мужества"

Методические рекомендации

Составитель:

Заместитель директора по ВР

МБОУ ДОД "Центр "Луч"

Ужовенко Людмила Васильевна. 

г. Елизово

2014

I.Пояснительная записка

«…Лучшее средство  привить детям

                                                                         любовь к  отечеству состоит  в том

                                                                       чтобы эта любовь была у отцов ».

                                                                                                          Ш.Монтескье

   В современном мире вопросы гражданственности и патриотизма, нравственности и духовности, уважения  и толерантности становятся  стратегическими приоритетами общественного развития. Успешность  общественного развития во многом  определяется  сформированностью гражданственности и  сохранением  исторической памяти. Решающую роль в этом  направлении играет система образования, являющаяся связующим  звеном между разными поколениями, способствующая  сохранению накопленного опыта, воспитывающая  уважение к историческому  прошлому народа  и традициям предков, без чего  не возможно дальнейшее процветание и развитие нашей  страны.

     Важной  задачей системы образования на современном этапе является  становление российской гражданской  идентичности, укрепление  нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение  в мире  ценностей и традиций многонационального народа  Российской  Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение.

   Главной  особенностью патриотического воспитания является то, что оно позволяет   этот  сложнейший и ответственный  процесс вывести из узких и, весьма жёстких, рамок стихийности. Нужно ли говорить с детьми  о войне? Если  да, то, как это делать? На каком материале основываться, из каких предпосылок исходить? Вопросы непростые и, к сожалению, своевременные. Их можно объединить в один, звучащий так: «Как сформировать у подрастающего поколения  должное отношение  к войне? ». И непременно согласиться  с тем,  что   говорить  с детьми  о войнах как исторических событиях, необходимо. И просто жизненно  важно проводить  работу, связанную с разъяснением появления  военных конфликтов на территориях отдельных государств,  а также войн современности, возникающих в разных  уголках мира. При этом необходимо использовать  все доступные средства : литературу, живопись, видеофильмы, музыку,  интернет - ресурсы, комьютерные технологии. Разговор  с  учающимися  надо вести так, чтобы в их душах  надолго остался след памятных воспоминаний. Память истории, сочетающаяся с чувством гордости за свою историю,- основа достоинств нации,  её  способности  в реализации  национальных интересов, ценностей, идеалов.

И сегодня в учебно-воспитательном процессе следует  сделать продуктивной  не только  тему  Великой  Отечественной  войны 1941-1945гг, но и  современных локальных войн, а также  тему  малой Родины. Следует убеждать каждого ребёнка в том, что клочок, на котором мы родились либо живём, где находятся  могилы наших предков, является  самым дорогим, неповторимым. Долг каждого взрослого и ребёнка постоянно  оберегать этот  клочок, беспокоиться о мире и покое на нём.

        Данная  методическая  разработка  является результатом многолетней работы по патриотическому  воспитанию в Муниципальном  бюджетном образовательном  учреждении  дополнительного образования детей « Центр «Луч» г. Елизова, Камчатского края.

Актуальность данной  методической разработки состоит в том, что в нашем  обществе  происходит  постепенная утрата традиционно патриотического воспитания. И поэтому особенно хочется обратить  внимание на один  из главных принципов воспитательного процесса, призванный  способствовать  сохранению исторической преемственности поколений: воспитанию бережного  отношения к историческому прошлому и настоящему России, формированию духовно-нравственных качеств личности подрастающего поколения.

Среди наиболее  распространённых и действенных  средств возрождения этих традиций, подготовки  молодёжи к  служению Отечеству, воспитания  её  в духе  любви к Родине, российскому народу важное  место занимают «Уроки мужества».

Область применения: общеобразовательные организации  любого  типа. Методическая рекомендация  предназначена для  практического применения учителями  начальных классов, классными руководителями, педагогами-организаторами и педагогами дополнительного  образования. Деятельность  педагогов в данном направлении  имеет позитивные  возможности:

- для  общества  в целом: воспитание  исторически-грамотных, активных граждан, умеющих адекватно реагировать  на  изменения и готовых к  безконфликтному  решению проблем, привлечение  ветеранских и творческих организаций  к работе с детьми и подростками, полнее использовать  их опыт и духовный потенциал в целях сохранения  и преемственности славных боевых традиций;

- для местного  сообщества: объединяет и координирует  многоплановую работу  всех органов государственной  власти, местного самоуправления и общественных  формирований  в данной  сфере;

- для образовательных  организаций: освоение  педагогами  новых технологий, форм работы;

- для обучающихся: формирование  чувства  патриотизма и  гражданской ответственности.

Возрастные  группы:  обучающиеся  1-11классов.

Формы  реализации:

           - с обучающимися   младшего школьного возраста могут быть самыми  разнообразными: должны  быть интересными и действенными, способствовать формированию гордости за  историю  посёлка, города, края и её  знаменитых людей, соответствовать  возрасту  обучающихся.  Рекомендуется  проводить:

                 - вечера-встречи  ветеранов  Великой Отечественной  войны, других локальных войн современности;

                 - чествование  тружеников тыла и ветеранов  труда;

                 - встречи   с узниками концлагерей, детьми военных лет;

                 - посещение  краеведческих, исторических музеев;

                  -  посещение   мемориальных  комплексов, обелисков, памятников

                   погибшим воинам;

                - виртуальные путешествия, дидактические игры;

                -  просмотр фильмов военной тематики;

                - конкурсы  чтецов, рисунков и плакатов, патриотической песни.

Для обучающихся  среднего и старшего  школьного возраста рекомендуется проводить:

   - дискуссионные и лекционные мероприятия с участием ветеранов  Великой  Отечественной войны, участников  других  боевых сражений (военных конфликтов);

 -  тематические  занятия, устный журнал;

 - просмотр хроникально-документальных, художественных фильмов военной тематики;

- военно-спортивные игры;

- оформление альбомов, стендов, экспозиций;

- волонтёрскую работу по оказанию помощи  ветеранам, другим категориям участников  Великой Отечественной войны, боевых действий  современности.

Методы реализации: убеждения, воздействия, поощрения, стимулирования.

Целью данной работы является: обобщение  и распространение  педагогического  опыта в проведении «Урока-мужества » как  наиболее  эффективного   воспитательного  события  в работе   с подрастающим поколением.

Задачи:

           -  обогащать знания  обучающихся о героическом прошлом  и настоящем  своего народа, страны,  своего  родного  края- малой  Родины;

         - сохранить память  о главных   событиях,  исторических страницах   Великой  Отечественной  войны 1941-1945гг и локальных войнах современности как  основы дальнейшего развития  России в XXI веке;

         -    формировать  « банк» методических материалов (сценариев, фото -видео  материалов, презентаций др.)  по данной тематике;

         -    воспитывать  у обучающихся чувства глубокого патриотизма, веру          людей, готовность встать на  защиту своей  Родины во имя    мира;

        -   воспитывать  гражданскую идентичность, чувство гордости за свой народ.

Результативность: любая деятельность педагога отражается в успехах и результатах его обучающихся,  у которых повышается познавательная активность, стимулирующая  проявление творческих способностей.

                                        II. Содержательная часть

В процессе подготовки  «Уроков мужества» педагогам необходимо  использовать  все возможности для формирования ценной для общества гражданско-патриотической  позиции   обучающихся. Проведение  такого рода  мероприятий позволит обогатить  ведущие  стержневые свойства личности обучающегося, способствующие развитию её разносторонности, гармоничности, целостности.

Прежде чем приступить  к проведению  «Урока  мужества» следует придерживаться  следующих правил:

  1. мероприятие должно быть актуальным, вызывающим  интерес у той  возрастной категории обучающихся, для которой оно  предназначено;
  2. используемый материал должен  быть доступным, информационным, отвечать потребностям  обучающихся;
  3. информация, сведения и другие  факты должны  соответствовать исторической правде и в тоже  время  должны  раскрывать новые неизвестные страницы;
  4. обстановка должна быть  непринуждённой, психологическая атмосфера  комфортной, чтобы  каждый из участников  имел право на  высказывание собственных  чувств  и мыслей;
  5. в ходе   мероприятия  следует способствовать развитию  интеллектуальных умений обучающихся, умению анализировать, сопоставлять, обобщать, сопереживать,  делать  собственные выводы.

  Для того, чтобы во время  проведения «Урока  мужества»  избежать  негативных моментов, позволяющих  внести  какой-либо диссонанс    на  воспитательное    воздействие обучающихся, педагогу  необходимо  выполнять следующие   требования:

             1.подгоговка   к  «Уроку  мужества» должна проходить  таким  образом, чтобы она позволила выработать   у обучающихся положительное   восприятие  материала, который  будет  исследован  входе  этого  мероприятия;

            2. используемый  материал должен  учитывать  интересы, возрастные особенности обучающихся, уровень самоподготовки, имеющиеся  знания  по предложенной  тематике,  умение отбирать  и анализировать.

   2.  Этапы  подготовки  и проведения  «Урока мужества»

   2.1. Первый  этап:     Подготовка  «Урока мужества».

   На подготовительном  этапе  мероприятия  его организаторы  занимаются:

  1. подбором  сюжетных материалов:

- отрывков  из фильмов военной тематики;

- песен  военных лет  общего характера (песни могут быть  адресные, если известен  род  войск приглашённых  участников,  песни   в память о  погибших воинах, либо посвящённых  каким-либо   событиям, связанных  с   различными войнами);

- стихов, рассказов военной  тематики;

- фотографий военных  лет, иллюстраций и репродукций  картин;

         2.   работой, связанной  с источниками информации:

               - имена  участников сражений  Вов, фронтовиков-земляков, песни,  музыку, плакаты военных лет   можно отыскать  на соответствующих сайтах в интернете;

              - рекомендательные  списки  художественной и публицистической литературы, разработки  занятий и воспитательных мероприятий; 

        3. организацией  конкурсов, акций:

             -  конкурс плакатов, боевых листков, журнала-летописи событий военных лет;

            -  конкурс «Письмо  ветерану »(солдатский  треугольник);

            -  конкурс «Открытка-подарок  ветерану»;

             -  конкурс  детских рисунков «Война глазами  детей», «Разбуди свою память», «Искра памяти»;

            -  конкурс  рассказов о героических подвигах, участниках  Вов, войн современности (лучшие  работы могут быть  зачитаны на самом  мероприятии);

           -  акция «Помоги ветерану», «Синий  платочек».

       4. оформлением  кабинетов, рекреаций, мест  проведения мероприятий:

           - из собранных конкурсных работ можно оформить  стендовые презентации с проведением рассказа- экскурсии;

          - изготовить макеты сражений, памятников, вечного огня и др.;

Важную роль  в героико-патриотическом воспитании  подрастающего поколения  играют встречи  с ветеранами Великой  Отечественной  войны, тружениками тыла, узниками  концлагерей, детьми войны, а также представителями других  боевых действий современности, представителями  Вооружённых сил  и  правоохранительных органов. Их выступления  на  уроках мужества, личный  пример, рассказы  о сражениях  с врагом, о подвигах боевых друзей, о том, чему они были свидетелями, что видели  и переживали, что навсегда  запало  в душу и не  даёт покоя. Многие из них  являются  наглядными примерами  мужества и героизма, стойкости и выносливости   советского (российского) народа.  И почётный долг этих людей  заключается   в том, чтобы помочь  молодому поколению представить во всей полноте героическое прошлое своей страны, осмыслить истоки мужества, стойкости  на фронте, во время  боевых действий и в тылу.    Прошло  уже столько лет и, кажется,  всё должно давно отболеть и уйти  в забытьё, но события, происходящие в мире,  не позволяют забывать уроки прошедших войн, хотя отдельные личности  в мировом сообществе  хотят заново переписать  исторические  факты  и события Великой Отечественной  войны 1941-1945гг. Жизненный  опыт людей  старшего поколения, вынесшего на себе  все  тяготы военных испытаний,  приобретённый опыт великой Победы над фашизмом, локальными  военными конфликтами современности, является достоянием  всего российского общества.

             Ветераны, военнослужащие, труженики тыла, дети войны активно участвуют в проведении  « Уроков мужества», торжественных мероприятиях, посвящённых Великой  Отечественной  войне и другим памятным датам и событиям, связанных с различными войнами. Чтобы  такие встречи  не прошли скучно и безрезультатно, необходимо  более  тщательно готовиться  к встрече Почётных гостей, скрупулёзно изучать их биографию, послужной список, наиболее яркие  страницы  из жизни.  На подготовительном этапе  можно заранее попросить приглашённых гостей, чтобы в своём выступлении они обратили  внимание на  факты, которые наиболее актуальны в данный момент и в данной  аудитории. Организаторы  тактично  советуют, о чём говорить, чтобы вызвать интерес  у слушателей  и каким путём овладеть их вниманием. Полезно предварительно поговорить  и с обучающимися, вызвать у них  интерес  к гостям. Важно учесть  возрастные  особенности  обучающихся, их потребности, интересы, связать выступление  приглашённых гостей  с учебным  трудом  обучающихся. Выступления гостей  должны увлечь присутствующих детей новой постановкой вопросов, интересными историческими фактами, способствовать формированию у них стремления  больше узнать об этих событиях, общаться  с такими  людьми, подражать героям.

Организаторам таких встреч необходимо помнить, что далеко не  всегда человек, совершивший в своё время героические поступки, прошедший славный  жизненный путь, способен убедительно, доходчиво рассказать  присутствующим  о пережитом.  В этом случае организаторы встречи, представляя  кого-либо, должен дать  подробную информацию  о нём, а на вопросы  ребят гость ответит самостоятельно. На уроках мужества  воскрешается  слава, доблесть и высокий патриотизм старших поколений, оживают героические страницы истории страны. Они должны проводиться так, чтобы наше молодое поколение прониклось уважением  к людям, совершавшим  героические поступки во имя своей Родины.

      Важно при подготовке  уроков мужества  использовать различные  средства эмоционального  воздействия на обучающихся, среди которых: оформление тематической выставки, использование музыкального  сопровождения,  концертные выступления,  и другая  наглядная  агитация.  Заранее привлечь в практическую  деятельность   более широкий  круг   обучающихся  к участию  в творческих конкурсах  детского рисунка, открыток и  плакатов на военную  тематику. Такие конкурсы вызывают  у ребят   неподдельный интерес  к военному прошлому нашей страны. (Приложение №1)

  В то время как    музыкальные композиции способствуют созданию  определённого эмоционального настроения,  придают  особую торжественность, осознание  важности изучаемого материала и его  социальной  значимости. А также вызывают  чувства сопереживания по поводу великих испытаний, выпавших на  долю старших и последующих  поколений, чувства боли и скорби по поводу невосполнимых потерь, чувства  гордости  и  восхищения за свой  народ. (Приложение№2)

       При  проведении  «Урока мужества»  можно   использовать  материалы

краеведческой  направленности, позволяющие  обучающимся  заранее изучить на  занятиях  необходимый материал, архивные  документы, памятники истории своего региона, а также  включать обработку полученной информации, позволяющей  составить  тематические  папки, альбомы, презентации.  В результате  такой деятельности формируется  личность  обучающегося и его ценностные ориентиры, вырабатываются навыки патриотического  поведения.

      Значение  викторины  в воспитательной работе  и на подготовительном  этапе проведения  «Урока мужества» очень велико, поскольку она является  своего рода  игрой, состоящей  из вопросов   и ответов (всегда  вызывает у детей интерес), нацеленной  на развитие познавательной сферы обучающихся. При изучении  сложного материала, требующего глубокого и детального усвоения, задача  организаторов состоит  в том, чтобы были подобраны интересные вопросы, были правильно  сформулированы,  позволяли обучающимся  показать свои знания  по данной тематике.

Организуя тематическую  викторину, следует учитывать актуальность темы, при постановке вопросов учитывать возрастные особенности обучающихся, поиск  ответов викторины для них не должен быть слишком трудным. Главным   в викторине является  то, что обязательно  должен быть в ней победитель или  команда-победитель. ( Приложение №3)

     Очень важной  и одновременно  сложной формой работы при проведении «Урока  мужества» является  организация  диспута, например «Что такое   патриотизм?» Для его  проведения  требуется  тщательная подготовка конкретных вопросов, ответы на которые могут иметь варианты в зависимости  от личного  мнения обучающихся, их  интересов, мировоззрения. Только  коллективное обсуждение способно развивать  навыки  комментирования происходящих событий, умение делать анализ и выводы из наблюдений за окружающей действительностью. Сопоставлять факты, воспитывать лучшие патриотические  чувства  подрастающего поколения.  ( Приложение№4)    

2.2. Второй: Основной  этап    

2.2.1. Встреча  гостей и участников  «Урока  мужества»

Для создания  торжественной и праздничной обстановки  уместно  использовать:

            - музыкальный  фон в рекреации, фойе образовательной организации;

 - встречающие  гостей учащиеся, педагоги могут быть выстроены в шеренгу или «живой коридор, условно называемый «коридор Славы», приветствуя их аплодисментами. Непременным условием является их внешний вид: наличие парадной формы, соответствующей  праздничному моменту;

-  вручение  сувениров, цветов.

2.2.2. Проведение «Урока мужества»

«Урок  мужества» в процессе проведения должен  выполнять основные свои функции, а именно формирование разносторонности и стержневых  свойств личности учащегося, и при этом соблюдать логику учебно-воспитательного процесса, которая должна  соответствовать развитию личности учащегося в целом и формируемых качеств его  в частности.  А также иметь  чёткие представления о структуре  проводимого мероприятия, в которой чётко  должны выделяться и разграничиваться  его стадии  и этапы, обеспечивающие мотивационные процессы познания, деятельности и поведения учащихся.

         Структуру «Урока мужества» необходимо рассматривать как  последовательную смену педагогических ситуаций, каждая из которых представляет собой динамическую часть  учебно-воспитательного процесса, и это не любая его часть, а прежде всего процесс, имеющий внутреннюю целостность и самостоятельность. Учебно-воспитательная ситуация представляет собой  единство содержательных и деятельностных характеристик, а также взаимодействие педагогов, учащихся и приглашённых гостей (ветеранов). Педагогическая ситуация  превращается в настоящее  событие - встречу разных поколений. Педагог ставит  как общие цели и задачи  для «Урока мужества» в целом, так  и для каждой учебно-воспитательной  ситуации. В связи с этим проектируется формируемое  качество в единстве со стержневыми  свойствами личности учащегося. Каждая последующая учебно-воспитательная ситуация закрепляет и усиливает эти актуальные состояния формируемого качества.

      Целью  «Урока мужества» является воспитание  и формирование у обучающихся  чувства патриотизма и гражданственности путём глубокого осознания  беспримерного  подвига своих  соотечественников  в годы Великой  Отечественной войны  1941-1945гг, других боевых действий и  локальных военных  конфликтов,  способности  проследить   связь героического прошлого   с  современностью.

 Составными частями  урока  мужества  могут  быть:

           - торжественное построение учащихся;

           - представление  Почётных гостей;

           -  минута «молчания».

Ведущий проводимого мероприятия в коротком вступительном слове говорит  о патриотизме, мужестве и героизме нашего народа, отдельных людей. О патриотизме - одном из самых высоких чувств. Патриотизм имеет  огромное значение в социальном и духовном развитии  человека. Он является  составной частью мировоззрения, формирует поведение личности по отношению к родной  стране, к другим нациям, народам  и государствам. Патриотизм рассматривается как  нравственный и политический принцип, социальное  чувство, содержанием которого  является любовь  к  Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое  и настоящее, стремление защищать его интересы.

        Во вступительном слове необходимо раскрыть такое понятие как  подвиг. Подвиг- это не просто  действие человека, сопряжённое  с опасностью, требующее напряжения сил. Подвиг  является результатом  самоотверженного поступка, совершённого человеком   во имя высокой  идеи, на пользу обществу.  Как правило, подвиг становится  результатом   усилий и большого труда человека, постоянного накопления опыта, требующих физической выносливости, нравственных сил, знаний, целеустремлённости и нередко самопожертвования.

2.2.3. Содержательная  часть урока – коллективный разговор учащихся, педагогов, Почетных и приглашённых гостей. Чтобы такая  встреча   не стала для всех присутствующих утомительной, следует придерживаться  следующих важных моментов в ходе мероприятия:

       -  соблюдение временных рамок мероприятия (не более одного занятия) ввиду возрастных  особенностей приглашённых гостей;

      -   для придания торжественности, масштабности и причастности каждого    участника к историческим  и другим событиям нашей Родины использовать Гимн РФ (возможно в сопровождении презентации  с государственной символикой) в качестве  объединяющего начала;

     -    важно отмечать не только  самих участников военных действий, но и    делать  акцент  на вклад в Победу всего народа, интернациональный долг военнослужащих в горячих точках планеты;

     -    использование  красивого, наглядного оформления  в виде презентаций  или видео- коллажа  с музыкальным и речевым  сопровождением;

     -   включение  мини-рассказов учащихся о подготовке образовательной  организации к встрече, другим мероприятиям;

     -   трогательно и ярко будет смотреться грамотно инсценированные  песни  военных лет, литературно-музыкальные композиции, мини-спектакли, погружающие приглашённых гостей  в атмосферу прошедших событий;

    -    усиление воспитательного момента за счёт включения в выступления не только учащихся, но и педагогов, родителей и другую  категорию людей;

    -   необходимо композиционную структуру  мероприятия выстраивать таким образом, чтобы  основной   кульминационный момент приходился  на  награждение  приглашённых   гостей;

    -     не рекомендуется  организовывать  мероприятие в  режиме  «открытого микрофона», так как  это может занять  много времени  и нарушить  композиционный ход урока;

    -  при наличии достаточного времени, в ходе мероприятия  можно отметить в присутствии  ветеранов и гостей  тех учащихся, которые принимали активное  участие в его подготовке, участвовали в других мероприятиях;

   -  уместно  завершить «Урок  мужества» минутой молчания с использованием  метронома, сигналом  ее окончания  может служить песня «Поклонимся  великим  тем годам» И.Кобзона.

            Ветераны  Великой  Отечественной  войны могут рассказать о храбрости однополчан, юных защитниках Родины, ветеран  труда - о старшем поколении, которое  в тылу врага помогало ковать  победу над врагом и сейчас  помогает приносить пользу стране.  Военнослужащий - о том, как сегодня воины выполняют  свой долг, бдительно стоят  на рубеже нашей страны, борются  с терроризмом, настойчиво овладевают  военным делом.

          Молодое поколение, в свою очередь, может поделиться размышлениями о собственном понимании мужества, героизма в годы войны  и мирные дни, проанализировать  своё участие в приумножении и продолжении традиций старших поколений в практической подготовке к защите Родины. Во время беседы – встречи можно использовать: фотографии, иллюстрации, настенные карты отдельных военных  сражений, карты «Великая отечественная  война 1941-1945гг», показ действий  второго фронта  и т.д.

  2.2.4. Завершение  «Урока мужества»

       Целесообразно завершить мероприятие так же торжественно, как  было организовано его начало, замкнуть  в кольцевую композицию с фоновой музыкальной заставкой, аплодисментами присутствующих.  В завершение можно  рекомендовать  вручение   учащимся наказа ветеранов, почётных гостей, а также  включить  в сценарный ход ответное  слово ребят с   преподнесением присутствующим гостям  сувениров, подарков и цветов.  Логическим   завершением  урока  может  быть  торжественное возложение венков и цветов к памятникам, обелискам, захоронениям погибших воинов в годы Великой Отечественной  войны и локальных войн современности, за свободу и независимость своего края.

Результатом проведения «Урока  мужества» является  то, что учащиеся более детально и глубоко  изучают исторические страницы героического прошлого своей страны, других государств, соприкасаются с историей подвига советского народа в Великой Отечественной  войне 1941-1945гг, локальных войнах современности. Встречаются  с участниками и свидетелями  исторических  событий, уважаемыми людьми – фронтовиками, тружениками тыла, воинами-участниками  боевых сражений  в горячих точках страны и за  её пределами.  Подрастающее  поколение  ребят узнает от первоисточника о примерах массового героизма, мужества, отваги  российских воинов, проявленных во  время военных событий. Безусловно, всё это  способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений учащихся, формированию  у них равняться на идеалы, положительные примеры  служения  Родине, а  также  сопричастности  к судьбам Отечества.

III. Заключение

Таким  образом, возникнув как  конкретное средство патриотического воспитания подрастающего поколения, содержание «Уроков мужества» и  сопутствующей им целенаправленной  педагогической работы постепенно  обогащается путём расширения воспитательных задач, которые ставят перед  собой её участники, усиливается направленность на  формирование целостной личности  учащегося. Важно, чтобы  учащиеся усвоили, что  их личное достижение жизненных целей взаимосвязано с готовностью  служения своему Отечеству- тому коллективу, обществу и государству, в котором  они находятся  и живут. Проведение   «Уроков  мужества» должно  стать  своеобразным импульсом для развития молодёжного волонтёрского  движения, милосерднической деятельности учащихся, проведению благотворительных и трудовых акций.

IV. Список  используемой и рекомендуемой литературы

1.Агапова И.А. Патриотическое  воспитание.- М.:Айрис-кресс,2002.- 224с.

2. Беленко В.В. Нам дороги эти  позабыть нельзя.- М: Педагогическое общество России.2005.-48с.

3. Быть патриотом   каждый должен.- Минск: Красико-Принт,2011.-128с.

4.Глобальные  проблемы и общечеловеческие  ценности. - М, 2000.-156с

5.Дегтярёва О.В. Поклонись  России  // Читаем, учимся, играем.- №8//- М.,с.4-13

6.Детский  творческий  центр: организация  методической работы.- Волгоград: Учитель, 2008.-126с.

7.ЗубайраевА.Л.   Патриотическое     воспитание:   духовная   сфера,  опыт

// Советская  педагогика,1990.- №5.- с.10-13

8. Коваль М.Б. Патриотическое   воспитание подрастающего поколения.- М,2001.-137с.

9. Кон И.С. Молодёжь  и общество.- М.- 2001.-73с.

10.Кузнецова Н.А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования  детей: пособие для руководителей и педагогов. – 2-е изд.- М: Айрис-пресс,2004.-96.

11. Мазыкина Н.В. растим патриотов  России.- М.-2004

12. Методическое  пособие для педагогов по патриотическому воспитанию. Растим  патриотов.- М, 2003

13. О подвиге, о доблести, о чести.- Минск: Красико-принт.- 2010.-128с

14. Патриотическое  воспитание школьников6учебное пособие.- М: Педагогическое общество России.- 2005.96с.

15. Строганова Л.В., Кребицкая Н.Л. нам дороги  эти позабыть нельзя.-Выпуск №3.- М.: Педагогическое общество России.- 2005.-48с.

Приложение №1

Примерный перечень музыкальных произведений, используемый во время проведения «Уроков мужества».

1.«.Баллада о вечном огне» музыка и слова А.Галича

2.« Вечер на рейде». Музыка В.Соловьёва-Седого, слова А.Чуркина

3.« Военный марш» . Музыка Г.Свиридов

4.«День Победы». Музыка Д. Тухманова ,  слова В.Харитонова

5.«Если б камни могли говорить».  Муз. И. Лученка,  сл.Р.Рождественского

6.« Киев родной». Музыка И.Шамо. слова Д. Луценко

7.« Легендарный Севастополь». Музыка В.Мурадели, слова Л.Градова

8 «Малая Земля». Музыка А.Пахмутовой, слова Н.Добронравова

9 « Ой ,туманы мои ,растуманы». Музыка В.Захарова, сл. М.Исаковского

10.Отрывок Седьмая (« Ленинградская») симфония Д.Шостаковича

Приложение №2

Примерная  викторина «Разбуди  свою память»

Цели  и задачи:

1.Способствовать  формированию чувства патриотизма  и гражданственности  у обучающихся.

2. Развивать  интеллектуальные  и творческие  способности  обучающихся.

Участники: в викторине  могут принимать  участие обучающиеся  общеобразовательных  организаций и организаций  дополнительного  образования в возрасте 14-17 лет.

Количество  участников: решение принимают  самостоятельно о необходимом  количестве.

Оборудование: аудиозаписи с песнями  военных лет, мультимедийная  установка, экран, ноутбук. Аудиотехника, диски, микрофоны. Световое  оборудование. Организована  работа  жюри.

Действующие лица: Ведущий, помощник (помогает в организации конкурсов)

Сценарный  план:

1.Введение

2.Блицтурнир

3. Конкурс «Знатоки военной  техники»

4.Заключение. Подведение  итогов.

Ход конкурсной   программы:

I.Приветствие. Сообщение  об  условиях  конкурса. Представление команд, жюри.  Проведение  жеребьёвки.

II. «Блицтурнир». Ведущие  конкурса  сообщают условия конкурсного  задания.

Каждой команде  задается  по одному  вопросу. Далее команда  набирает  очки за правильные  ответы в ходе  блицтурнира, за один правильный ответ  в командный зачёт  5 баллов.

Вопросы командам  к блицтурниру:

  1. Совокупность  вооружённых сил  государства? ( Армия, регулярная и наёмная)
  2. Смотр войск в ознаменование   праздника?  (Парад)
  3.  Владыка  на  море - высший офицерский чин ВМФ?  (Адмирал)
  4. «Морская  болезнь»?  (Укачивание)
  5. Знак,  символ триумфа, славы, победы?  (Лавры)
  6. Отличительный   знак  установленного  образца на форменных  головных   уборах военнослужащих?   (Кокарда)
  7. Корабельная  деревянная  или металлическая конструкция?  (Мачта)
  8. Линейный  корабль?   (Линкор)
  9. Прибор  для указания   курса, определяющий  направление  на  различные  объекты?   (Компас)
  10. Военное  подразделение  боевых кораблей для охраны  судов и обеспечения безопасного  их перехода  морем?   ( Морской  конвой)
  11. Акватория прилегающих к континенту одного  или нескольких морей? ( Морской театр военных действий)

Вопросы для  блицтурнира:

  1. Когда  и где  был произведён салют  Победы?  (9 мая 1945г. тридцатью залпами, из 1000 орудий  в г. Москве).
  2. Кровь  войны?  ( Горючее, т.к. современная  война-  война  моторов).
  3. Кто первым  из военачальников  был удостоен высшего военного ордена СССР - «Победы»? (Маршал СССР – Жуков Георгий  Константинович).
  4. В годы Великой  Отечественной  войны -  маршал бронетанковых войск?   ( Рыбалко ….. ).
  5. Радиолокационное  устройство? (Локатор)
  6. В греческой  мифологии  Бог  войны? ( Арес)
  7. Артиллерийский  снаряд с разрывным  зарядом?   (Граната)
  8. Противотанковое  заграждение?  (Ров, шип)
  9.  Укреплённый  в военном  отношении  пункт, город?   (Крепость)
    1. Лицо, состоящее  на действительной   военной  службе?                        (Военнослужащий)
    2. Вооружённое  столкновение  государств, преследующих  политические  и экономические  цели?   (Война)
    3. Выбрасывание  пули из ствола энергией пороховых газов? (Выстрел)
    4. Приборы для  обнаружения  мин?  (Миноискатель, щуп)
    5.  Кому  принадлежат  знаменитые слова: «Ребята,  велика Россия, а отступать  некуда -  позади  Москва!» ? (  Василию Клочкову -  политруку  31-ой стрелковой  дивизии)
    6. Автор поэмы  «Василий  Тёркин»?   ( Александр  Твардовский)
    7. Прототипы  литературного  героя Штирлица в романе  Юлиана  Семёнова  «Семнадцать мгновений  весны»?  ( Разведчик  Максим   Максимович Исаев)
    8. В каком городе  установлен памятник воину-освободителю, ему  же

      посвящена  песня «Стоит над  горою  Алёша»?  (г. Пловдив в Болгарии)

  1. В чём состоит подвиг  Александра Матросова?  ( Пожертвовал  своей жизнью  ради  жизни  бойцов, своим  телом  закрыл амбразуру дота, из которой бил  пулемёт)
  2.  Главный  монумент  памятника-ансамбля на  Мамаевом  кургане  в городе Волгограде?   ( «Родина-мать»)
  3. Сколько  дней  длилась  оборона  Ленинграда (900 дней и ночей)
  4. Когда  и где  был подписан   Акт о капитуляции  вооружённых сил  Германии? ( 8 мая 1945 года  в пригороде Берлина в г. Карлсхордст.

От имени  Верховного  Главнокомандования  капитуляцию  принял  Жуков Г.К.)

   Жюри подводит итоги первого  тура. Команды, набравшие наименьшее количество баллов, выбывают из конкурса.

  1. III. Конкурс «Знатоки военной  техники».

Игрокам команд, набравших наибольшее количество  баллов, предлагается   вытащить   карточки  с вопросами и зачитать  их соперникам.

Карточка№1

Назовите  имя  и фамилию  конструктора  отечественных тяжёлых танков?

                                                                    (Жозеф Яковлевич Котин)

Карточка№2

Назовите конструктора  лучшего  танка  Т-34  периода  Второй  мировой  войны?

                                                                      ( Кошкин  Михаил  Ильич)

Карточка №3

Назовите  стрелковое оружие разведчиков?  ( Снайперская  винтовка)

Карточка №4

Назовите немецкие   танки времён Великой  Отечественной войны 1941-1945г.г. («Тигры» и  «Пантеры»)

  1. IV.Подведение   итогов  викторины.

Работа  жюри. Награждение  победителей.

Приложение№3

Примерный диспут на тему: «Ч то такое патриотизм?»

 

Цель диспута:  формирование у  подростков  навыков ведения диспута путём активного  вовлечения  в организованный процесс освоения знаний, умений и навыков, обеспечение условий для самообразования и самовоспитания  в сфере патриотического воспитания.

Задачи:

  • выявить отношение школьников к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами  своего государства;
  • определить роль патриотизма в жизни современного общества и  подрастающего поколения;
  • сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом.
  •  воспитание толерантности путём формирования корректного, уважительного и внимательного отношения к мнению других людей.

Предварительная работа:

1. Мозговой штурм среди учителей, учеников по поставленной проблеме.

2. Анкетирование с целью выявления  мнений по различным вопросам патриотического воспитания

Анкета составляется, и  её результаты обрабатываются  инициативной группой старшеклассников      (приложение А)

3. Формирование двух  команд из числа желающих принять участие в диспуте учеников.

 Первая команда  отстаивает тезис: "Патриотизм - это мода. Сейчас стало модно и выгодно ,в моральном и материальном отношении, быть патриотом и заявлять об этом".

Вторая команда  отстаивает тезис: "Патриотизм - естественное чувство каждого нормального человека. Нынешняя молодёжь гордится своей страной".

4. Работа куратора с каждой командой заключается в следующем:

1) помогает провести обсуждение вопросов диспута внутри команды

2)  осуществляет  с учениками аргументированную проработку своей позиции, используя при этом  дополнительный  материал, ссылки  на  СМИ;

3)  определяет  круг вопросов команде-противнику;

4) подготавливает  участников к выступлению по  шести  основным вопросам и  предварительным выводам по данной теме.

  • Что такое патриотизм?
  • Что означает для вас слово Родина?
  • Гордитесь ли вы своей страной?
  • Что ты можешь сделать для своей страны?
  • Кто является патриотом в современной России?
  • Как воспитать патриотизм?

5. Подбор вопросов для обсуждения  (приложение Б)

Сценарий проведения диспута

Под музыку песни  "С чего начинается Родина" команды выстраиваются перед сценой в зале.

Педагог: Уважаемые ребята. Уже стало традицией организация диспутов для старшеклассников на актуальные вопросы современной жизни.

Для вас, конечно же, не секрет, что тема нашего разговора, нашего диспута: "Что такое патриотизм?".

 Хочу напомнить вам правила диспута:

  1.с уважением относимся друг к другу;

  2. чтобы высказать соё мнение, поднимаем руку;

 3. за порядком выступлений  следит  ведущий (педагог);

 4.своё мнение или позицию аргументируем фактами,  примерами из    жизни, литературы, фильмов, СМИ и т. д.

   5.признаём право каждого иметь свою точку зрения, своё  собственное мнение;

  6.обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности.

Педагог:

Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут.

Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну счастливой и богатой.

Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила от  грубости и невежества, пошлости и безнравственности. Очень часто слышим и употребляем в своей речи слово «патриотизм». А  патриотизм ( произошло от греческого patriotes - соотечественник, patris - родина, отечество), любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

И сегодня мы с вами попытаемся ответить: «Так что же такое патриотизм?

Ученик 1

Первая  команда отстаивает тезис "Патриотизм - это мода. Сейчас стало модно и выгодно (в моральном и материальном отношении) быть патриотом и заявлять об этом"

Ученик 2

 Вторая команда отстаивает тезис " Патриотизм - естественное чувство каждого нормального человека. Нынешняя молодежь гордится своей страной"

Педагог:  Кто за первое утверждение? За второе?  Идёт  подсчет голосов.

После нашей дискуссии мы снова вернёмся к подсчёту голосов и увидим как изменилось наше понимание  проблемы патриотизма.

 Предлагает командам по очереди аргументировать своё понимание вопроса.

Ученик 1:   предлагает задавать по очереди вопросы командам.

Вопросы А. :

1. С какого возраста могут проявляться патриотические чувства?

2.Можно ли воспитать патриота?

3.Каковы истоки этого чувства?

4.Может ли человек неосознанно быть патриотом?

5.Патриотизм-это долг?

Вопросы Б.:

1. Может ли настоящий патриот быть националистом? Есть ли грань? Страшно ли преступить эту грань?

2.Чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще его убедить в собственной исключительности

3.Как вы можете проявить свои патриотические чувства, сейчас и в будущем?

4.Можно ли гордиться своей страной? Когда вы испытывали это чувство? За страну? За себя?

5.Что ТЫ можешь сделать, чтобы жители нашей страны чаще испытывали гордость за нее?

Педагог:

Так что же такое патриотизм - это мода или просыпающееся самосознание  Идёт подсчет голосов .

В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно более и сколько возможно лучше. Николай Александрович  Добролюбов (литературныйкритик,публицист).

Ученик 2. Читает стихотворение  Анны Ахматовой

                   Родная земля.
И в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно - своею.
Педагог:- Что Вам  понравилось, что не понравилось, что изменить, было ли лично для вас обсуждение полезным? ( идут ответы учащихся).

 ПРИЛОЖЕНИЕ А

Вопросы для ведения диспута:

  • Как вы понимаете слово «патриотизм»?
  • Кого можно назвать патриотом?
  • Каковы истоки этого чувства?
  • Можно ли воспитать патриота?
  • Как воспитать патриота?
  • Как, в чём патриотизм проявляется?
  • Чем патриотизм отличается от национализма?
  • Может ли быть настоящий патриот националистом?
  • Какие молодёжные патриотические движения вы знаете?
  • Читаете ли вы газеты, журналы, освещающие разные стороны жизни современной России?
  • Следите ли за тем, что происходит в стране и в мире?
  • Каковы ваши источники информации?
  • Чьему мнению вы доверяете, когда речь идёт о событиях в стране, о её истории, о месте Росси в современном мире? ( Средства массовой информации , Интернет, родители, старшие друзья, учителя, доверяю только себе).
  • Подразумевает ли патриотизм активное участие в политической жизни общества?
  • Есть ли в современном российском обществе мода на патриотизм?
  • Как относятся в молодёжной среде к понятию «патриотизм»?
  • В моде ли сейчас быть патриотом?
  • Почему патриотизм сейчас в моде?
  • Патриотом быть удобно, выгодно? Имеется в виду моральный и материальный аспект.
  • Можно ли быть патриотом, не зная истории своей страны?
  • Нужно ли развеивать исторические мифы?

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Анкета «Патриот ли я?»

для старшеклассников и преподавателей

Заполните, пожалуйста, анкету.

Анкетирование проводится, чтобы узнать общественное мнение, поэтому является анонимным.

1. Считаете ли вы себя патриотом?

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии________________________________________________________________________________________________________________________

2. Испытываете ли вы чувство гордости за свою страну?

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии_________________________________________________________________________________________________________________________

3. Случалось ли вам испытывать чувство стыда за свою страну?

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии_________________________________________________________________________________________________________________________

4. Считаете ли вы, что у вас есть долг перед Родиной?

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии_________________________________________________________________________________________________________________________

5. Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии_________________________________________________________________________________________________________________________

6. Считаете ли, что каждый здоровый юноша обязан служить в армии?

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии______________________________________________________

7. Хотели бы вы уехать из России?

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии_______________________________________________________

8. Нужно ли патриотическое воспитание в  образовательных учреждениях?

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии_______________________________________________________

9. Будете ли вы сознательно воспитывать патриотизм в своих детях?

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии_______________________________________________________

10. Гордитесь ли вы тем, что вы  россиянин?

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии______________________________________________________

11. Есть ли у вас пример для подражания – литературный герой, реальный человек, историческая личность? Назовите его.

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии_______________________________________________________

12. Интересна ли вам история России?

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии_______________________________________________________

13. Согласны ли вы с утверждением: «Патриотизм молодёжи в современной России — только мода, а не настоящее чувство»?

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии_______________________________________________________

14. Хотели бы вы принять участие в диспуте, посвящённом теме патриотизма?

Да___

Нет_____

Не знаю_______

Комментарии____________________________________________________________

 

 
г